Брань

N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет: по­меньше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хра­нить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

…Без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в ва­шей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем, более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить (преп. Лев).

Брань

…Враг всегда особенно нападает с одной стороны, на­пирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребро­любием, ибо он этим может разрушить свою работу, по­жалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет еще напи­рать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу (преп. Варсонофий).

…Батюшка объяснил один текст из Евангелия «…ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя…» (Лк. 11, 24). Что разумеется здесь под «безводными местами!» Души людей слабых, порочных, не имеющих никаких добродетелей. Диаволу неинтересно соблазнять, на­вести на грех такого человека, у которого грешить не толь­ко мыслию и словом, но и делом есть дело обыкновенное. Такого человека он вводит в грех без всякой борьбы, как обыкновенно он действует в миру. Наконец, он опять решается возвратиться к тому человеку, из которого он исшел, и приходит… Когда он исшел из этого человека, человек ощутил умаление борьбы со страстями, они его как бы перестали тревожить. И предался рассеянности человек, перестал внимательно следить за собою, впал в беспечность. Вот в таком-то состоянии и находит, возвратив­шись к нему, диавол. Видя его неготовым к борьбе с собой, пользуясь его беспечностью, диавол идет и берет с собой еще семь духов, злейших себя, «и, войдя, живут там, -и бывает для человека того последнее хуже первого…» (Лк. 11, 26). Потому всегда надо внимать себе… Такой человек, по утишению скорбей, дал место в себе гордости, что в такое время и способствовало тому, что он пришел, наконец, в такое бедственное положение… (преп. Варсонофий).

205. Основание и вдохновение всякой добродетели для нас, христиан, есть
Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
206. О Боге свидетельствует порядок и мера, число и Божественная гармония
всего тварного мира.
207. Свидетельствуют разум и совесть всех святых и праведных душ.
208. Для тех, кто желал и очами видеть Бога, и ухом Его слышать, исполнил
Он желание их, явив Христа. И видели, и слышали, и новой жизни
исполнились.
209. Близок час смертный, а там, по смерти, – Суд Божий о том, как мы,
свидетельствовали о Боге.
210. Как попугай, который быстро проговорит все, что выучил, так и мир
сразу показывает все свои «наслаждения», а потом клюет и бьет
немилосердно.
211. Монашество – это таинственное обручение души со Христом.
212. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в
духовном же – на оборот: вначале – горечь, а потом – радость.
213. Нерасторжимая общность с Богом приносит благословение, а отпаде –
ние от Бога – лишение благословения.
214. Образован тот, кто несет образ, то есть хранит честь.
215. Кто чести не имеет, образованным быть не может.

Все не­сут свой крест, и вы не­се­те свой крес­тик, хоть и од­ним паль­чи­ком, а все-та­ки не­се­те. Не­се­ние крес­та не­об­хо­ди­мо пот­реб­но для спа­се­ния вся­ко­му хрис­ти­а­ни­ну, а не толь­ко мо­на­ху. Да, все не­сут крест и нес­ли, да­же во­че­ло­ве­чи­вый­ся Бог нес крест, и Его крест был са­мый тя­же­лый, как зак­лю­чав­ший в се­бе все крес­ты всех лю­дей. И за­меть­те: Бог не­сет крест, а че­ло­век по­мо­га­ет (Си­мон Ки­ри­нейс­кий) тем, что бе­рет от Не­го крест и сам не­сет его. Зна­чит, и мы, не­ся свои крес­ты, по­мо­га­ем Гос­по­ду в не­се­нии крес­та, т.е. го­то­вим­ся быть Его слу­га­ми на не­бе­сах в ли­ке бесп­лот­ных Ду­хов… Ка­кое вы­со­кое наз­на­че­ние!

преп. Варсонофий