41. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека
совершенным, кроме веры Христовой.
42. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры
сотрудником.
43. Делаешь ли зло, люди могут хвалить, но Господь накажет.
44. Делаешь ли добро, люди могут тебя казнить, но Господь наградит.
45. Есть два рода печали – печаль ради Бога, которая производит покаяние
ко спасению, и печаль мирская, производящая смерть (2 Кор. 7, 8-10).
Печаль ради Бога охватывает человека, когда он вспоминает о грехах
своих, кается и вопиет к Богу.
Печаль святых подобна облакам, сквозь которые сияет солнце утешения.
46. Исповедью ты просветишь и очистишь дом своей души, и войдет в него
свежий и здоровый воздух от Духа Божия.
47. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает
наши души.
48. Добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
49. Праведный Ной проклял потомство Хама, ибо Хам посмеялся над отцом
своим Ноем.
И это проклятие тяготеет и проявляется доныне на черных племенах
хамитов.
50. Нищета духовная – сознание своей полной зависимости от безграничной
силы Божией.

…Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела’ нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившим­ся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню дае­те — опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старает­ся враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога (преп. Макарий).

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь та­кое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как долж­ны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу при­мешивается страсть (преп. Никон).

Здесь нужно рассуждать и о делах добрых и злых, и о последствии обоих. Известно нам, от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтоб только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы есьмы на дела благая, и средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатью Божиею призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век приятие по делам. Но надобно твердо знать, какие дела принести имеют благополучную вечность и какие несчастливую, дабы одних уклоняться, а других придержи­ваться всегда. Человек сугуб — из тела и души, сугубые его и дела. Один называется человеком, но внешним, дру­гой именуется человеком внутренним. Сии два, в одной ипостаси человека соединенные, так между собою различ­ны, как различны между собою небо и земля, и так один другому противоборственны, что, не бывшу просвещенну благодатью Христовою, не можно разобрать себя самого и управить безбедственно. Внешний бо человек есть тело тленное, на послужение души Богом устроенное, своего тре­бует удовлетворения; внутренний человек есть душа бессмертная, по образу Божию и по подобию созданная на дела благие, требует своего свойственного делания и удов­летворения (преп. Моисей).

Ес­ли мы всег­да бу­дем с Гос­по­дом, то и мы бу­дем иметь си­лу и мощь сви­де­тель­ство­вать о Нем, и мы бу­дем иметь му­же­ст­во, твер­дость и кре­пость ис­по­ве­до­вать Его, и ис­по­ве­до­вать не толь­ко язы­ком, но и са­мою жизнью сво­ею.

преп. Никон

7 октября по старому стилю / 20 октября по новому стилю вторник

ПК: Сребролюбие – это вовсе не обладание ценностями, а стремление обладать таковыми для себя. Если человек обладает материальными благами, ценностями, деньгами, то он должен уметь господствовать над всем этим и в первую очередь следить за тем, чтобы сердце не приразилось к богатству. Необходимо постоянно задавать себе вопрос: «А можешь ли ты расстаться с частью своих средств для того, чтобы помочь людям – спасти умирающего или больного, разделить горе со страждущим?» И если в какой-то момент ты сам себе наедине скажешь: «Нет, никогда, ни при каких условиях», значит страсть сребролюбия поработила тебя, значит не ты господствуешь над деньгами, а деньги господствуют над тобой.