Паисий Святогорец

1 ЧАСТЬ. Себялюбие – мать страстей

“В ком есть себялюбие, тому нет покоя, у такого человека нет душевного мира, потому что он внутренне несвободен”

Глава 1. Себялюбие и его последствия

От себялюбия происходят все страсти

– Геронда, что такое себялюбие? – Себялюбие – это исполнение прихотей своего ветхого человека, то есть любовь к своему ветхому человеку. И объедение, и эгоизм, и упрямство, и зависть своим происхождением обязаны себялюбию. Смотришь, один по себялюбию ищет для себя удобств и комфорта и не считается ни с кем Другой со схоластической точностью заботится о еде и о сне, только бы чего-нибудь не произошло с его драгоценным здоровьем Третий требует, чтобы с ним считались, ценили. Стоит его слегка в чём-то ущемить, сделать не так, как он хочет, сразу взвивается: “Почему со мной не считаются? Я им покажу”. Да, страшная вещь себялюбие!
– Геронда, как может человек говорить: ‘Тебе ради умерщвляемся весь день” (Пс.43.23)?
– Может так говорить, если приносит в жертву ради другого свои пожелания. Любое пожелание несёт на себе отпечаток человеческого “я”, себялюбия. Если человек не рассуждает, нравится ли другому то, что нравится ему самому, и начинает требовать: “Хочу того, хочу сего” или “почему ты этого для меня не сделал, почему ты мне то-то не дал?” – такой человек в конце концов подпадает под власть диавола.
– Некоторые люди не могут успокоиться, когда что-то происходит не по их желанию.
– Да как же они успокоятся, когда в их пожелании сидит их “я”? Если в пожелании человека сидит его “я”, то как там может быть Христос? Но когда нет “я”, а есть единое, главное, то есть Христос, – значит есть всё. А когда Христа нет – значит нет ничего. Когда человек отбросит от себя своё “я”, тогда Бог даёт ему всё чудесным образом
– Геронда, когда Вы говорите нам, что нужно отбросить своё “я”, я чувствую страх – а вдруг не выдержу.
– Ох, горе-то какое! Это всё равно что сказать: “Если я отброшу свои страсти, что у меня останется?” Ведь когда я говорю, что надо отбросить себя, то имею в виду отбро-сить свои страсти, совлечься своего ветхого человека. Для человека взрослого, который понимает что к чему, как-то не серьёзно говорить: “Не могу отказаться от своего «я»”. Если бы тебе говорили: “Возьми лом и разбей эту стену”, а ты кроме кисточки никогда ничего в руках не держала, то могла бы сказать: “Не могу”. Но ведь для того, чтобы совлечься ветхого человека, нужна не физическая сила – нужно смирение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *