* Мудрость – чья добродетель, по преимуществу?
Ума.
* Чего хочется каждому из благонамеренных людей?
Быть умным, разумным, мудрым.
* Как не дается мудрость?
В готовом виде, в полном объеме.
* Что она предполагает в человеке?
Разумность.
* Что есть разумность?
Способность к правильной оценке себя и окружающей жизни.
* Какой может быть мудрость?
Универсальной (мудрость святых) и частной.
* Кому свойственна частная мудрость?
Тому, кто хорошо осведомлен хотя бы в одном каком-либо деле или искусстве.
* Как определяется мудрость?
Как свойство глубокого ума, опирающегося на жизненный опыт.
* Кто – мудрый?
Тот, кто обладает бо́льшим, основанным на знании и опыте.
* О какой мудрости здесь идет речь?
О житейской.
* Как об ней говорил святитель Василий Великий?
“Есть некая человеческая мудрость. Это опытность в делах житейских”
* Какая мудрость стоит выше житейской?
Распознающая, что должно делать и чего не должно в каждом отдельном случае.
* Как говорит, о такой мудрости, Василий Великий?
“О мудрости мы знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы, человеки, делаемся сведущими в том, что добро, и что зло, и что безразлично”.
* О какой мудрости здесь идет речь?
О нравственной.
* Какая мудрость утаена от мудрых и разумных века сего?
Высшая.
* Кто обладает этой мудростью?
Сам Господь наш Иисус Христос.
* Кем Он сделался для нас?
Премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением
(1 Кор. 1, 30).
* Как стяжать духовную спасительную мудрость?
“Начало премудрости – страх Господень” (Притч. 1, 7).
* Что он делает?
Очищает души людей, ищущих мудрости.
* Как совершается развитие и возрастание в этой мудрости?
Горячей верой и деятельной любовью и связанной с ними добродетельной,
неукоризненной жизни.
* Какими делает людей, по словам Иоанна Златоустого, такая жизнь?
“Делает людей разумными, благонамеренными, человеколюбивыми, тихими, кроткими, смиренными”.
* Что открывается таким людям?
Тайна премудрости Божией – тайна спасения в Боге и добродетельной жизни.
* Что мешает людям стяжать мудрость?
Призраки ложной мудрости.
* Что кажется недуховному человеку?
То, что он и есть разумный, мудрый человек.
* Что его приводит к такой мысли?
Тщеславие.
* Как об этом говорит пророк Иезекииль?
От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою (28, 17).
* А пророк Исаия что говорит?
Горе тем, которые мудры в своих глазах ( 5, 21).
* Что еще мешает людям приобресть мудрость?
Общение с немудрыми эгоистическими людьми.
* В какую душу не войдет премудрость?
В злохудожну.
* Что следует разуметь под “плотским мудрованием”?
Грехи, когда они захватывают власть над душой и производят бесчисленное множество зол.
* Что есть высшая стадия мудрости?
Премудрость.
* Чем она есть, по определению святителя Василия Великого?
“Знание вещей божественных и человеческих и их причин”.
* Для чего такую высокую мудрость следует вымолить у Бога?
Дабы Он дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф. 1, 17).