* Что есть самооценка?
Это оценка человеком самого себя в целом и отдельных сторон своей личности, оценка его деятельности и отношений с другими людьми, а также степени греховности пред Богом.
* Как человек может оценивать свои возможности в выполнении той или иной деятельности?
Как достаточно высокие, может считать их средними, а может думать, что они весьма низкие.
* Чему может соответствовать самооценка?
Успешности выполнения человеком деятельности, а может не соответствовать.
* Какая самооценка считается адекватной?
Которая соответствует реальной деятельности.
* Что позволяет человеку адекватная самооценка?
Лучше понимать причины своих успехов, ошибок, неудач, вовремя исправлять их.
* В каких случаях бывает неадекватная самооценка?
Когда она не соответствует успешности человека.
* Какой она может быть?
Завышенной и заниженной.
* Чему мешают такие самооценки?
Деятельности и развитию человека, мешают правильно понять, в чем причина успехов и неудач в деятельности, правильно отнестись к ним.
* Какие синонимы имеет самооценка?
С одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.
* Чем является гордость?
Основой завышенной самооценки.
* За что хвалит себя гордый человек?
За все, но за все – свое, а Бог при этом не нужен.
* Каким словом определяется целый ряд проявлений гордости?
“Само”. “Самость”. Итак: самолюбие, самодовольство, самонадеянность, самоуверенность, самопревозношение, самоволие, самосожаление.
* Чрез что выражается самосожаление, и в некоторый случаях, самолюбие?
Обидчивость.
* С какой формой проявления гордости связана обидчивость?
Повышенной самооценкой – самоценном.
* Кто, по словам св. Иоанна Лествичника, – тщеславен?
Боязливый.
* Что может быть поводом для развития тщеславия?
Делание докладов, писание статьи, книг и т.д.
* Что делали авторы, в первые и средние века, во избежание этого?
Часто не подписывали свои работы.
* Что нужно было авторам?
Результат – распространение идей, а не собственное имя.
* Что нынче создает множество публикаций?
Огромный объем псевдонаучной макулатуры.
* Что, по словам прот. Григория Дьяченко, часто развивает и поддерживает нашу гордость?
Богатство, красота, сила, слава, мудрость и даже добродетельная жизнь.
* К каким душевным состояниям может перейти человек от малодушия?
К таким, которые относятся к пониженной самооценке: отчаяния, тоска, печаль, уныние.
* От чего происходят все боли человека, его проблемы?
От низкой самооценки.
* Чего не использует человек с заниженной самооценкой?
Все имеющиеся у него возможности.
* К чему он готов?
Сразу, при первой же неудаче отказаться от дальнейших попыток действовать, не прилагать усилий, чтобы добиться лучших результатов.
* Почему не должно унывать?
Потому, что наше расположение духа отражается на окружающих, и мрачные наши мысли отнимают у них надежду на будущее и силу в борьбе с искушениями.
* Что делать, чтобы не высказывать своих опасений?
Молчать.
* Каких все любят?
Скромных.
* Что делает тщеславие?
Всех отталкивает.
* Чему равна скромность?
Милосердию, т. к. в силу одной своей скромности человек уже милосерден к другим людям – не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значимость.
* Кому, вольно или невольно, скромный всегда отдает честь?
Во-первых Богу, а потом и людям.
* Чем является скромность?
Силой и доблестью духа.
* Чему прямо прямо пропорционален уровень культуры?
Скромности общественной и международной.
* Что сделало Слово, создавшее миры?
Приняло на Себя жизнь скромного человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в безконечную славу
Небесного Царства.
* Для чего важна самооценка?
Для деятельности.
“Православний вісник”, 2005, № 3.