— Наставление к добродетельной жизни преподобного аввы Дорофея

* Что называется совестью?
Помысл, который просвещает ум, показывая ему, что доброе и злое.

* Чем она есть?
Естественным законом.

* Почему совесть есть соперник?
Так как сопротивляется нашей злой воле и напоминает нам, что мы должны сделать, и за что она осуждает нас.

* Чем очищаемся от грехов и от самых страстей?
Исполнением заповедей.

* Какие есть страсти?
Гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть.

* А грехи?
Действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле.

* Что нас низложило?
Возношение.

* Как получить помилование?
Через смиренномудрие.

* Что рождает возношение?
Пренебрежение, преслушание и погибель.

* А смиренномудрие?
Послушание и спасение души.

* В чем – истинное смиренномудрие?
Не только в словах  во внешнем образе, а в смиренном чувстве, утвердившемся в самом сердце.

* Без чего невозможно освободиться от зла?
Сердечного сокрушения.

* Что сокрушается от смиренномудрия?
Все стрелы врага и противника.

* От чего оно покрывает душу?
От всякой страсти и от всякого искушения.

* В чем состоит первое смирение?
В том, чтобы брата своего почитать разумнее себя.

* А второе?
В том, чтобы приписывать Богу свои подвиги.

* Кому подобен ищущий славы?
Нагому, который желает найти хотя малое рубище, дабы покрыть свой стыд;так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой.

* Что делалы святые, будучи посылаемы Богом на помощь людям?

   По смирению отказывались от славы.

* Какой путь служит к смирению?
  Телесные труды, совершаемые разумно; также считать себя ниже всех и     постоянно молиться Богу.

* Кто не будет иметь смиренного терпения?
Тот, кто не имеет мужества в душе.

* Что порождает смирение?
Страх Божий.

* Как он приобретается?

Памятью смерти и мучений.

* Что есть дерзость?
Мать всех страстей.

* Что она делает в душе?
Отгоняет страх Божий.

* Чем можно быть дерзким?
Словом, осязанием и взором.

* В что впадают от дерзости?

В празднословие, говорит мирское, делает смешное, побуждая других к непристойному смеху.

* Чем еще проявляется дерзость?

Когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимает руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь.

* К чему приходит такой человек?

К совершенному нерадению.

* Как сохранять совесть в отношении к Богу?

Не пренебрегать Его заповедями.

* Что требует совесть в отношении к ближнему?
Не делать ничего такого, что оскорбляет и соблазняет ближнего делом, словом, видом, даже взором.

* А в отношении к вещам?
Не обращаться небрежно с какой-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать этим, хотя оно и было ничтожно, но поднять и положить на свое место.

* Что есть здоровье души?
Добродетель.

* Среди чего находится мужество?
Страха и наглости.

* А смиренномудрие?

Посреди гордости и человекоугодия.

* А благоговение?
Посредине стыда и безстыдства.

* Когда Бог оставляет человека?
Тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения, например, если кто был благоговеен и уклонится в безчинную жизнь, или был смирен и сделается наглым.

* Как живет, сначала, человек никем не управляемый?

Имеет усердие к посту, к бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие его постоянно охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял это усердие в нем, падает и становится подвластным и рабом врагов.

* Что есть смущение?
Движение и возмущение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце.

* Что есть раздражение?
Отомстительное восстание на опечалившего.

* Где безмолствует вражда?
Там, где нет раздражительности.

* Кто преодолел демонов?
Тот, кто преодолел гнев.

* Кто – чужд духовной жизни?
Тот, кто побеждается гневом.

* При каком условии будешь мир со всеми?
Не желай, чтобы все делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет.

* Чем ослепляется сердце?
Пристрастиями ветхого человека.

* Что рождает для человека всякое зло?
Безмерие пищи.

* Кто действет по страсти?
Тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей.

* О чем должен помнить каждый, молящийся Господу: Боже, дай мне смирение?
О том, что он просит Бога, чтобы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.

* Что делать, если кто тебя оскорбляет?

Саму себя досадить и унизить мысленно.

* Для чего?
Чтобы в то время, когда другой смиряет извне, самого себя смирить внутренне.

* Что дает человеку повод к высокоумию?
Безмолвие.

* Когда безмолвие имеет истинное место?
Тогда, когда человек понесет уже крест.

* При каком условии получишь помощь?
Сострадая ближнему.

* А если ужержишь себя от сострадания?
Потеряешь и то, что имеешь.

* Что бывает от подозрительности?
Множество смущений.

* Чего не может приобрести человек, при подозрительности?

Покой и страх Божий.

* Почему согрешаем в искушениях?
Нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби, или потерпеть против нашей воли.

* Чего не делает младенец?
Не мстит за оскорбления и не ищет славы.

* Что делает враг с душой, если хотя одну страсть она обратит себе в навык?
То он, когда не вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.

* Чего боится враг?
Быть узнанным.

                                                        “ЖМП”, 1970, № 11.

 

— продолжение

* Какая добродетель помогает человеку, преуспевать более, нежели от

какой другой добродетели?

Отсечение от своей воли.

* Что он приобретает отсечением своей воли?
Безпристрастие.

* А от безпристрастия?
Приходит в совершенное безстрастие.

* Через что человек возвращается в естественное состояние?
Через очищение святыми заповедями Христовыми.

* От чего погибаем?
Держась своей воли и оправдываясь.

* Чем есть наша воля?
Медной стеной между человеком и Богом.

* Чем есть отсечение своей воли?
Кровопролитием.

* Как поступить, если нужно сделать выговор?
Обратить внимание на лицо и выбрать удобное время.

* Почему не надо часто обличать?
Обличения приводят к бесчувствию и небрежению.

* Как должно приказывать?
Не властительски, но со смирением, как бы советуя брату.

* Как действует такое слово?
Сильнее убеждает, успокаивает ближнего.

* Что происходит, если делаешь выговор другому, увлекшись гневом?
То ты исполняешь лишь свою собственную страсть.

* Чего не делает разумный человек?
Не разрушает своего дома для того, чтобы построить дом ближнего.

* Что происходит при уничижении ближнего?

Не только осуждение другого, но презрение его, т.е. гнушение ближним и отвращением от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.

* Что делать, хотящему спастись?
Не обращать внимание на недостатки ближних, но всегда смотреть на свои собственные.

* От чего изнемогаем в братолюбии?
Оттого, что принимаем помыслы подозрения на ближнего и верим своему сердцу, и, и не хочем ничего потерпеть против своей воли.

* Кто ненавидит кротость?
Тот, кто ненавидит огорчающих его.

* А кто бегает покоя о Христе?

 Тот, кто бегает от оскорбляющих его.

* Что сделает Господь тому, кто достоин успокоения?
То и сарацинское сердце вразумит оказать ему милость по его нужде.

* А если он недостоин или ему не полезно при обучении его быть утешенным?

То, хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя.

* Какого рода бывают уничижения?
Двоякого рода: одно – сердечное, а другое – от поношений, принимаемых от отвне.

* Какие уничижения производят большую болезнь в сердце?

Принимаемые отвне.

* В чем состоит сокрушение сердца?
В том, хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями.

* Что, на душу, привлекает милость Божию?

Тскушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды.

* Как поступает собака, если бросят в не камень?

Оставляет бросившего и бежит грызть камень.

* Как поступаем мы, если услышим оскорбительное слово?
Оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря, зачем это ты мне сказал? Зачем ты мне это сделал?

* Кто легко уклоняется от добродетелей?
Тот, кто не внимает себе и не подвизается.

* Каким образом человек должен постепенно очищать себя?

 Каждый вечер испытывать себя, как он провел день, и опять утром – как провел ночь, и каяться перед Богом в чем ему случилось согрешить.

* Какое утешение имеет душа, находящаяся в теле?

Беседует, ходит с любезными своими друзьями.

* А когда выйдет из тела?
То остается одна со своими страстями, опаляется их мятежом и терзается ими, ток что даже не может вспомнить Бога.

* Что утешает душу?

Памятование о Боге.

* Что должно делать, чтобы не впадать в раздражительность и злопамятность?

Не иметь пристрастия к вещам и чрезмерно не заботиться о них, но и не пренебрегать ими, как маловажными и ничтожными.

* Что примешивается к тщеславию?
Человекоугодие.

* А к человекоугодию?
Свободное обращение.

* Чем есть свободное обращение?
Матерью всех страстей.

* Для чего мы бываем искушаемы?
Для обучения в вере.

* Для чего?
Чтобы быть испытаны и научились бороться.

* Что следует за исполнением заповедей?
Искушения.

* Без чего не войти в Царство Небесное?
Без искушений.

* Чем врачуется гордость?
Безчестием и укоризнами.

* Кем есть укоряющие тебя?
Истинными врачами твоей души.

* Как должно относиться к ближнему?
Благоговейно.

* Что покрывает любовь?

Всякое согрешение.

* Как святые относились к согрешающим?
Сострадали, вразумляли, утешали, врачевали их как больных членов.

* Чем святые привлекали брата?
Долготерпением и любовью.                           “ЖМП”, 1970, № 12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *