* Что называется совестью?
Помысл, который просвещает ум, показывая ему, что доброе и злое.
* Чем она есть?
Естественным законом.
* Почему совесть есть соперник?
Так как сопротивляется нашей злой воле и напоминает нам, что мы должны сделать, и за что она осуждает нас.
* Чем очищаемся от грехов и от самых страстей?
Исполнением заповедей.
* Какие есть страсти?
Гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть.
* А грехи?
Действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле.
* Что нас низложило?
Возношение.
* Как получить помилование?
Через смиренномудрие.
* Что рождает возношение?
Пренебрежение, преслушание и погибель.
* А смиренномудрие?
Послушание и спасение души.
* В чем – истинное смиренномудрие?
Не только в словах во внешнем образе, а в смиренном чувстве, утвердившемся в самом сердце.
* Без чего невозможно освободиться от зла?
Сердечного сокрушения.
* Что сокрушается от смиренномудрия?
Все стрелы врага и противника.
* От чего оно покрывает душу?
От всякой страсти и от всякого искушения.
* В чем состоит первое смирение?
В том, чтобы брата своего почитать разумнее себя.
* А второе?
В том, чтобы приписывать Богу свои подвиги.
* Кому подобен ищущий славы?
Нагому, который желает найти хотя малое рубище, дабы покрыть свой стыд;так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой.
* Что делалы святые, будучи посылаемы Богом на помощь людям?
По смирению отказывались от славы.
* Какой путь служит к смирению?
Телесные труды, совершаемые разумно; также считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу.
* Кто не будет иметь смиренного терпения?
Тот, кто не имеет мужества в душе.
* Что порождает смирение?
Страх Божий.
* Как он приобретается?
Памятью смерти и мучений.
* Что есть дерзость?
Мать всех страстей.
* Что она делает в душе?
Отгоняет страх Божий.
* Чем можно быть дерзким?
Словом, осязанием и взором.
* В что впадают от дерзости?
В празднословие, говорит мирское, делает смешное, побуждая других к непристойному смеху.
* Чем еще проявляется дерзость?
Когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимает руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь.
* К чему приходит такой человек?
К совершенному нерадению.
* Как сохранять совесть в отношении к Богу?
Не пренебрегать Его заповедями.
* Что требует совесть в отношении к ближнему?
Не делать ничего такого, что оскорбляет и соблазняет ближнего делом, словом, видом, даже взором.
* А в отношении к вещам?
Не обращаться небрежно с какой-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать этим, хотя оно и было ничтожно, но поднять и положить на свое место.
* Что есть здоровье души?
Добродетель.
* Среди чего находится мужество?
Страха и наглости.
* А смиренномудрие?
Посреди гордости и человекоугодия.
* А благоговение?
Посредине стыда и безстыдства.
* Когда Бог оставляет человека?
Тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения, например, если кто был благоговеен и уклонится в безчинную жизнь, или был смирен и сделается наглым.
* Как живет, сначала, человек никем не управляемый?
Имеет усердие к посту, к бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие его постоянно охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял это усердие в нем, падает и становится подвластным и рабом врагов.
* Что есть смущение?
Движение и возмущение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце.
* Что есть раздражение?
Отомстительное восстание на опечалившего.
* Где безмолствует вражда?
Там, где нет раздражительности.
* Кто преодолел демонов?
Тот, кто преодолел гнев.
* Кто – чужд духовной жизни?
Тот, кто побеждается гневом.
* При каком условии будешь мир со всеми?
Не желай, чтобы все делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет.
* Чем ослепляется сердце?
Пристрастиями ветхого человека.
* Что рождает для человека всякое зло?
Безмерие пищи.
* Кто действет по страсти?
Тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей.
* О чем должен помнить каждый, молящийся Господу: Боже, дай мне смирение?
О том, что он просит Бога, чтобы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.
* Что делать, если кто тебя оскорбляет?
Саму себя досадить и унизить мысленно.
* Для чего?
Чтобы в то время, когда другой смиряет извне, самого себя смирить внутренне.
* Что дает человеку повод к высокоумию?
Безмолвие.
* Когда безмолвие имеет истинное место?
Тогда, когда человек понесет уже крест.
* При каком условии получишь помощь?
Сострадая ближнему.
* А если ужержишь себя от сострадания?
Потеряешь и то, что имеешь.
* Что бывает от подозрительности?
Множество смущений.
* Чего не может приобрести человек, при подозрительности?
Покой и страх Божий.
* Почему согрешаем в искушениях?
Нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби, или потерпеть против нашей воли.
* Чего не делает младенец?
Не мстит за оскорбления и не ищет славы.
* Что делает враг с душой, если хотя одну страсть она обратит себе в навык?
То он, когда не вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.
* Чего боится враг?
Быть узнанным.
“ЖМП”, 1970, № 11.
— продолжение
* Какая добродетель помогает человеку, преуспевать более, нежели от
какой другой добродетели?
Отсечение от своей воли.
* Что он приобретает отсечением своей воли?
Безпристрастие.
* А от безпристрастия?
Приходит в совершенное безстрастие.
* Через что человек возвращается в естественное состояние?
Через очищение святыми заповедями Христовыми.
* От чего погибаем?
Держась своей воли и оправдываясь.
* Чем есть наша воля?
Медной стеной между человеком и Богом.
* Чем есть отсечение своей воли?
Кровопролитием.
* Как поступить, если нужно сделать выговор?
Обратить внимание на лицо и выбрать удобное время.
* Почему не надо часто обличать?
Обличения приводят к бесчувствию и небрежению.
* Как должно приказывать?
Не властительски, но со смирением, как бы советуя брату.
* Как действует такое слово?
Сильнее убеждает, успокаивает ближнего.
* Что происходит, если делаешь выговор другому, увлекшись гневом?
То ты исполняешь лишь свою собственную страсть.
* Чего не делает разумный человек?
Не разрушает своего дома для того, чтобы построить дом ближнего.
* Что происходит при уничижении ближнего?
Не только осуждение другого, но презрение его, т.е. гнушение ближним и отвращением от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
* Что делать, хотящему спастись?
Не обращать внимание на недостатки ближних, но всегда смотреть на свои собственные.
* От чего изнемогаем в братолюбии?
Оттого, что принимаем помыслы подозрения на ближнего и верим своему сердцу, и, и не хочем ничего потерпеть против своей воли.
* Кто ненавидит кротость?
Тот, кто ненавидит огорчающих его.
* А кто бегает покоя о Христе?
Тот, кто бегает от оскорбляющих его.
* Что сделает Господь тому, кто достоин успокоения?
То и сарацинское сердце вразумит оказать ему милость по его нужде.
* А если он недостоин или ему не полезно при обучении его быть утешенным?
То, хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя.
* Какого рода бывают уничижения?
Двоякого рода: одно – сердечное, а другое – от поношений, принимаемых от отвне.
* Какие уничижения производят большую болезнь в сердце?
Принимаемые отвне.
* В чем состоит сокрушение сердца?
В том, хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями.
* Что, на душу, привлекает милость Божию?
Тскушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды.
* Как поступает собака, если бросят в не камень?
Оставляет бросившего и бежит грызть камень.
* Как поступаем мы, если услышим оскорбительное слово?
Оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря, зачем это ты мне сказал? Зачем ты мне это сделал?
* Кто легко уклоняется от добродетелей?
Тот, кто не внимает себе и не подвизается.
* Каким образом человек должен постепенно очищать себя?
Каждый вечер испытывать себя, как он провел день, и опять утром – как провел ночь, и каяться перед Богом в чем ему случилось согрешить.
* Какое утешение имеет душа, находящаяся в теле?
Беседует, ходит с любезными своими друзьями.
* А когда выйдет из тела?
То остается одна со своими страстями, опаляется их мятежом и терзается ими, ток что даже не может вспомнить Бога.
* Что утешает душу?
Памятование о Боге.
* Что должно делать, чтобы не впадать в раздражительность и злопамятность?
Не иметь пристрастия к вещам и чрезмерно не заботиться о них, но и не пренебрегать ими, как маловажными и ничтожными.
* Что примешивается к тщеславию?
Человекоугодие.
* А к человекоугодию?
Свободное обращение.
* Чем есть свободное обращение?
Матерью всех страстей.
* Для чего мы бываем искушаемы?
Для обучения в вере.
* Для чего?
Чтобы быть испытаны и научились бороться.
* Что следует за исполнением заповедей?
Искушения.
* Без чего не войти в Царство Небесное?
Без искушений.
* Чем врачуется гордость?
Безчестием и укоризнами.
* Кем есть укоряющие тебя?
Истинными врачами твоей души.
* Как должно относиться к ближнему?
Благоговейно.
* Что покрывает любовь?
Всякое согрешение.
* Как святые относились к согрешающим?
Сострадали, вразумляли, утешали, врачевали их как больных членов.
* Чем святые привлекали брата?
Долготерпением и любовью. “ЖМП”, 1970, № 12.