Святитель Григорий Двоеслов (540-604). Беседа на День Святой Пятидесятницы.

* Что показывает Дух Святой Своим сошествием на Апостолов в видении огненных языках и дарования им ведения иных языков? То, что Святая Церковь, исполненная тем же Духом, долженствовала говорить языками всех народов.

* Кто потерял общность языка?
Те, которые, вопреки Богу, усиливались построить башню (Быт. 11, 8).

* В которых все языки приведены в соединение?
В тех, которые смиренно боялись Бога.

* Почему Дух Святой явился в огне?
Потому, что Бог есть безтелесный, неизреченный и невидимый Огнь.

* Как об этом свидетельствует апостол Павел?
“Бог наш Огнь поядаяй есть” (Евр. 12, 29).

* Что Он поядает?
Ржавчину греха.

* Что происходит, когда дыхание Святого Духа воспламеняет плотские сердца?
Оставляются похоти настоящего века и, воспламеняется любовь к Богу.

* Почему Дух Святой явился в виде языков?
Потому, что всех, кого наполняет, Он соделывает вместе и говорящими.

* Кто имеет огненные языки?
Учители веры.

* Что они делают, проповедуя о любви к Богу?
Воспламеняют сердца слушающих.

* Когда слово учащего – праздно?
Если оно не может воспламенить любви.

* Что говорили Эммауские путники, когда узнали Спасителя и Он стал им невидим?
“Не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаша нама на пути и егда сказоваше нама писания?” (Лк. 24, 32).

* Что происходит от слышанного слова?
Воспламеняется дух, исчезает хлад бесчувственности, и душа, стремясь к горним желаниям, становится чуждой похотей земных.

* Как не слушают избранные Божии, заповедей Небесных?
С холодным сердцем.

* А как?
Пламенеют к ним огнем внутренней любви и ревности по правде.

* Для чего Дух Святой являлся и в идее голубя, и в огне?
Поскольку всех, исполненных Им, Он соделывает простыми и пламенными – простыми по чистоте, пламенными по ревностному подражанию.

* Что Богу не может быть благоугодно?
Ни простота без ревности, ни ревность без простоты.

* Как об этом говорит Сама Истина?
“Будите убо мудри яко змия, и цели (просты) яко голубие” (Мф. 10, 16).

* Почему Дух Святой на Самого Искупителя нашего, низшел в виде голубя?
Соделавшись Человеком ради человеков, Он явил Себя кротким для человеков. Он не хотел поражвть грешников, но хотел собрать их. Он прежде
хотел исправлять кротостию, чтобы иметь тех, кого помле можно было бы спасти на Суде.

* Для чего над Апостолами Дух Святой долженствовал явиться во огне?
Дабы те, которые были простыми людьми, а потому и грешниками, воспламеняли духом других рабов против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог терпел по снисхождению.

* Без чего не могли быть и самые приверженные к Небесному Учителю?
Без греха.

* Как об этом сказал апостол Иоанн?
“Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас” (1 Ин. 1, 8).

* Для чего Дух Святой во огне снисшел на человеков, и в виде голубя явился над Господом?
Для того, чтобы мы в ревности к правде тщательно наблюдали за грехами своими, терпимыми по снисхождению и милости, и всегда попаляли оные пламенем покаяния.

* Как написано о Боге Духе Святом?
“Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 8-11). “Духом уст Его вся сила их” (Пс. 32, 6).

* Что укрепило Апостолов?
Могущество Святого Духа.

* Когда Петр отрекся Спасителя на земле?
Тогда, когда разбойник исповедал Господа на кресте (Лк. 23, 41-42).

* Как ответил апостол Петр, старейшинам, получив благодать Святого Духа?
“Аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не
можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати” (Деян. 4, 19-20).

* Чем удостоверяемся, что в святых обитает Бог?
Когда видим, что они производят чудесные дела.

* Чем есть сила Божества сама в себе?
Как бы солнце на небе.

* А сила Божества в людях?
Солнце на земле.

* И, что с этого выходит?
То, что на земле мы зрим Солнце Правды, Которого не можем видеть на небе.

* Для чего надо возлюбить ближнего, который возле нас?
Дабы быть в состоянии возлюбить и Того, Кто выше нас.

* Что есть на Небе?
Святое общество небесных граждан, там торжество несомненно, там покой безопасен, там – мир истинный, уже не прерываемый.

* Кем он даруется?
Господом Иисусом Христом, Который живет и царствует с Богом Отцом, вместе со Святым Духом, Сый Бог во веки веков. Аминь.

“ЖИП”, 1977, № 5.
3. Святитель Григорий Двоеслов (540-604) Беседа на День Святой Пятидесятницы

* Что показывает Дух Святой Своим сошествием на Апостолов в видении огненных языках и дарования им ве?дения иных языков?
То, что Святая Церковь, исполненная тем же Духом, долженствовала говорить языками всех народов.

* Кто потерял общность языка?
Те, которые, вопреки Богу, усиливались построить башню (Быт. 11, 8).

* В которых все языки приведены в соединение?
В тех, которые смиренно боялись Бога.

* Почему Дух Святой явился в огне?
Потому, что Бог есть безтелесный, неизреченный и невидимый Огнь.

* Как об этом свидетельствует апостол Павел?
“Бог наш Огнь поядаяй есть” (Евр. 12, 29).

* Что Он поядает?
Ржавчину греха.

* Что происходит, когда дыхание Святого Духа воспламеняет плотские сердца?
Оставляются похоти настоящего века и, воспламеняется любовь к Богу.

* Почему Дух Святой явился в виде языков?
Потому, что всех, кого наполняет, Он соделывает вместе и говорящими.

* Кто имеет огненные языки?
Учители веры.

* Что они делают, проповедуя о любви к Богу?
Воспламеняют сердца слушающих.

* Когда слово учащего – праздно?
Если оно не может воспламенить любви.

* Что говорили Эммауские путники, когда узнали Спасителя и Он стал им невидим?
“Не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаша нама на пути и егда сказоваше нама писания?” (Лк. 24, 32).

* Что происходит от слышанного слова?
Воспламеняется дух, исчезает хлад бесчувственности, и душа, стремясь к горним желаниям, становится чуждой похотей земных.

* Как не слушают избранные Божии, заповедей Небесных?
С холодным сердцем.

* А как?
Пламенеют к ним огнем внутренней любви и ревности по правде.

* Для чего Дух Святой являлся и в идее голубя, и в огне?
Поскольку всех, исполненных Им, Он соделывает простыми и пламенными – простыми по чистоте, пламенными по ревностному подражанию.

* Что Богу не может быть благоугодно?
Ни простота без ревности, ни ревность без простоты.

* Как об этом говорит Сама Истина?
“Будите убо мудри яко змия, и цели (просты) яко голубие” (Мф. 10, 16).

* Почему Дух Святой на Самого Искупителя нашего, низшел в виде голубя?
Соделавшись Человеком ради человеков, Он явил Себя кротким для человеков. Он не хотел поражвть грешников, но хотел собрать их. Он прежде
хотел исправлять кротостию, чтобы иметь тех, кого помле можно было бы спасти на Суде.

* Для чего над Апостолами Дух Святой долженствовал явиться во огне?
Дабы те, которые были простыми людьми, а потому и грешниками, воспламеняли духом других рабов против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог терпел по снисхождению.

* Без чего не могли быть и самые приверженные к Небесному Учителю?
Без греха.

* Как об этом сказал апостол Иоанн?
“Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас” (1 Ин. 1, 8).

* Для чего Дух Святой во огне снисшел на человеков, и в виде голубя явился над Господом?
Для того, чтобы мы в ревности к правде тщательно наблюдали за грехами своими, терпимыми по снисхождению и милости, и всегда попаляли оные пламенем покаяния.

* Как написано о Боге Духе Святом?
“Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 8-11). “Духом уст Его вся сила их” (Пс. 32, 6).

* Что укрепило Апостолов?
Могущество Святого Духа.

* Когда Петр отрекся Спасителя на земле?
Тогда, когда разбойник исповедал Господа на кресте (Лк. 23, 41-42).

* Как ответил апостол Петр, старейшинам, получив благодать Святого Духа?
“Аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не
можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати” (Деян. 4, 19-20).

* Чем удостоверяемся, что в святых обитает Бог?
Когда видим, что они производят чудесные дела.

* Чем есть сила Божества сама в себе?
Как бы солнце на небе.

* А сила Божества в людях?
Солнце на земле.

* И, что с этого выходит?
То, что на земле мы зрим Солнце Правды, Которого не можем видеть на небе.

* Для чего надо возлюбить ближнего, который возле нас?
Дабы быть в состоянии возлюбить и Того, Кто выше нас.

* Что есть на Небе?
Святое общество небесных граждан, там торжество несомненно, там покой безопасен, там – мир истинный, уже не прерываемый.

* Кем он даруется?
Господом Иисусом Христом, Который живет и царствует с Богом Отцом, вместе со Святым Духом, Сый Бог во веки веков. Аминь.

“ЖИП”, 1977, № 5.