Прот. Д. Соболев Образ жизни пастыря

* О Ком не должен забывать получивший священный сан?
О Господе – Пастыреначальнике.

* Чем не должна стать его личная, семейная, общественная и церковная жизнь?
Хотя бы в малейшей мере, поруганием святейшего Имени Иисусаво.

* Какой она должна быть?
Святой и чистой.

* Каким должен быть человек, готовящийся стать священником?
Вести достойную жизнь и не только должен быть уважаемым среди христианского общества, но иметь доброе свидетельство от внешних, то есть даже и от всех знающих его неверующих или инаковерующих людей.

* Чему должен удовлетворять будущий пастырь?
Общим условиям нравственности.

* Что здесь разумеется?
Элементарная честность с самим собой и с людьми, неуклонное правдолюбие, верность данному слову, воздержанность в чувствах, простую житейскую мудрость, незлобивость и все черты доброго члена общества.

* Чего требует Господь от христианина, особенно от христианского пастыря?
Святости и совершенства.

* Что хранит в себе эта позитивная нравственность?
Свой дальнейший рост, свое творческое движение ввысь, самоотвержение, даже до смерти.

* Какие евангельские заповеди полагаются Святою Церковью в фундамент христианской морали, в основу нашей жизни на земле?
О смирении, отсутствии гордости, об алчбе и жажде, о плаче прежде всего о грехах своих, о радостном приятии гонений за Сына Человеческого, о любви к врагам, о благотворении ненавидящим нас, о благословении проклинающих на

* На чем покоится жизнь христиан?
На вере.

* Как говорил Патриарх Сергий о связи веры с жизнью?
“Знание о Боге только тогда будет иметь смысл для человека, когда Бог будет для него Единым Святым Носителем его идеалов, законодателем его жизни…” “Знание Бога только тогда действительно, когда оно сопровождается соответствующей жизнью, – когда человек по этому знанию себя устрояет” (“Правосл. учение о спасении”, стр. 1-2).

* Как должно устроять себя пастырю?
Только так, как устрояли свою жизнь его великие предшественники: святители, преподобные, мученики, исповедники, вообще святые Христовой Церкви.

* Что должно быть основой, содержанием, целью и смыслом жизни пастыря?
Любовь.

* Какую заповедь дает апостол Павел Тимофею?
Заповедь любви.

* К чему призывается Богом пастырь?
Для изображения Его в себе, для уподобления Ему в меру, непрестанно растущую.

* На каких словах Спасителя покоится эта мера?
Об отвержении себя ради следования за Ним.

* От чего должно освободить свое сердце?
От всякого пристрастия к тому, что не есть Христос.

* Чем называет апостол Павел очищение сердца?
“Сораспятием Христу”.

* Как он об этом пишет к Галатам?
“Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 19-20).

* Какой должен себе задать вопрос, каждый что рукоположенный пресвитер?
“Как спастись самому и спасти людей от вечной смерти?”

* Какой – ответ?
Из ветхого человека должен родиться новый.

* Что поможет пастырю отрыву от греха?
Его неложное послушание установлениям Церкви, заключенным в своде канонов.

* Где оно находится?
В конце “Служебника” – “Известие учительное”.

* Что еще создает вокруг пастыря особую атмосферу?
Усердное чтение святоотеческих трудов по Нравственному Богословию, изучение “Добротолюбия” и творений Отцов Церкви.

* Как должен относиться пастырь к времени?
Каждый час жизни он должен считать ответственным, как бы последним, в котором он должен служить Богу и людям, не ища своего…

* Какой он будет слышать глас Спасителя?
“Кто хочет идти за Мною, отвергись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!”

* Что явится, на этом делании, самым трудным?
Отыскание способа преодолеть свое грехолюбивое я, поставить себя в подчинение “свободе сынов Божиих”, преодолеть остатки самости.

* В чем они выражаются, по терминологии святых Отцов?
В “помыслах”, в мечтательности и рассеянности, в несобранности на руководящей идее служения.

* О чем помышляет человек, забывая об обязанностях?
О своих “правах”, им самим измышленных по гордости и себялюбию.

* Что произойдет, если такое душевное устроение начинает явно отпечатлеваться на внешней жизни пастыря?
Верующие, заметив такой недостаток их руководителя, отпадут от него.
Пастырь перестает служить им примером, теряет авторитет.

* Во что превращается, у такого пастыря, таинство Покаяния?
В формальность.

* Каким способом пастырь должен поддерживать духовное единство с людьми, ему врученными?
И в простой беседе, где пасомый всегда видит перед собою улыбку, внимательность, кротость, участливость, желание всемерно помочь в его нужде, и в любом требоисполнении, где служащий не дерзнет никогда допустить тон неразборчивой скороговорки или исказить чрезмерной торопливостью чин службы, но да памятует, что “проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением!”

* Что должен просить пастырь от мирян?
Молитвенную поддержку.

* Что сказал святитель Тихон Воронежский людям, жаловавшимся на их недостойного пастыря?
“Когда вы молились бы о вашем священнике, не был бы он таков!”

* Что должно стоять, у пастыря, на заднем плане?
Материальная помощь.

* Что является главным препятствием к сердечному сближению пастыря и пасомых?
Корыстолюбие.

* С чем должен считаться настоятель прихода?
С волею большинства прихожан.

* Чего должно избегать?
Начальственного тона.

* Как надобно жить с братьями по благодати?
Не по обязанности и форме только, почитая их сан, но и как с единокровными сродниками.

* Чего нельзя допускать в общении с собратьями?
Панибратства и фамильярности.

* О чем должно помнить?
О том, что собрат наш есть, прежде всего, земной ангел, а потом уже человек: приятель твой или друг…

* Где осуществляется самая действительная и действенная связь стада Христова с его пастырем?
В Божественной литургии.

* Что здесь совершается и осуществляется?
Единство Бога и человека, единство любви и ее полнота.

* При каком условии крепнет связь пастыря и пасомых в Господе?
Чем чаще пастырь совершает Божественную литургию.

* Что должен сказать пастырь Господу, в конце своего земного делания? “Се аз, и дети мои!”.

                                                               “ЖМП”, 1960, № 7.