Наставления святого Ефрема Сирина о молитве и трезвении

* Что есть началом премудрости?
Страх Господень.

* Кто – мудр?

Тот, кто боится Господа.

* Что делает тот, кто боится Господа?
Исполняет Его заповеди, вполне творит волю Его и исполняет всякое слово Его.

* Кого Господь увенчивает венцом жизни?
Того, кто приобретет страх Божий.

* Кто устранил от себя и оставил далеко позади все ужасы века сего?
Тот, кто боится Бога.

* Как об этом говорит исполненный страха Божия Давид?
«Предзрех Господа предо мною выну, да не убоюся и да не подвижуся» (Пс. 15, 8).

* Кого боится сатана?
Того, кто боится Бога.

* Перед кем содрагаются его полчища?
Перед тем, кто исполняет заповеди Божии.

* Почему диавол исполняет страхом грешника?
Потому, что от того далек Бог.

* В чем живет грешник?
В мучительной боязни.

* Что – лучше злата?
Изглаждение грехов.

* Что необходимо для отпущения грехов?
Сетование, слезы и воздыхания.

* Для чего надо обратить сердце к молитве?
Чтобы обратилась к тебе благодать Его.

* Что встретит того, кто идет путем покаяния?
Человеколюбие Бога.

* Какое не должно иметь сердце?
Двоедушное.

* Чем побеждают праведники?
Молитвой.

* Чем возвращаются к жизни грешники?

Молитвой.

* Для чего нужно «бдеть и молиться» (Мф. 26, 41)?
Потому, что не знаем, в какой час придет смерть…

* От чего должно удалиться?
С распутия забав, с пагубного пути похотей, из дебри корыстолюбия и вредных сообществ.

* Куда должно войти?
В себя.

* Где должно жить?
В себе.

* Что должно искать в себе?
Царство.

* Что делать, если не имеешь в себе Царства?
Взывать К Богу: «Отче наш, да придет Царствие Твое!»

* При каком условии Бог пребывает в сердце человека?
Если оно пребывает в добре.

* Чем есть сердце, если в нем есть Бог?
Источником жизни.

* Что исходит из такого сердца?
Добро.

* При каком условии сердце становится источником смерти?
Если уклоняется оно от Бога в беззаконие.

* Что тогда из него исходит?
Зло.

* В чем сердце имеет нужду?

В охранении, чтобы не вошло в него зло.

* Что дивно и недоступно, непостижимо для Горних и неизреченно для дольних?
То, как Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем, Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце.

* Какое сердце носит в себе Бога?
Чистое.

* Что не выносит стопы Его?
Земля.

* Что не вмещает Его в своих пределах?
Вся тварь.

* Что Его вмещает?
Малое сердце.

* Чем Бог делает человека?
Храмом Божиим.

* Чем есть сердце?
Жертвенником, на котором приносятся жертвы хвалы и славословия.

* Чем бывает ум?
Иереем, который строит и священнодействует в сердце.

* Кто вторгается в неохраняемую душу?
Нечистые духи.

* Что делает лукавый в человеке?

Приводит в расстройство и сердце, и ум.

* Где блуждает такой человек?
В дебрях мира.

* В чем должно обучить уста?
Прославлять Бога.

* Чем должно воздать Богу?
Благодарением, бдением, постом и молитвой.

* Что славит Бога?
Небо и земля моря и все что на земле и в водах. и в космосе, и в воздухе.

* Где нет славословия, и нет хвалебного гласа?
В тьме кромешней.

* Что дороже Богу всех созданных Им тварей?
Душа.

* Что делает душу мертвой?
Грех.

* Кто доказывает свою любовь к Богу?

Тот, кто оплакивает свою душу.

* Что, в человеке, есть образ Божий?
Душа.

* Чем , внутренно, покрыт грешник?
Тьмою.

* Какое бодрствование – сон?
С неохотой.

* Кому бодрствование даже вредно?
Тому, кто бодрствует в нечистоте.

* Куда восходят все наши прошения?
К Единому Богу.

* Что делает единый слух невидимого Величия?
Внимает прошениям нашим и различает их.

* Какие прошения принимает?
Полезные.

* А какие отвергает?
Вредные.

* Что Бог исполняет?
Только то, что полезно.

* Почему не должно скорбеть, если Бог медлит исполнением прошений?
Он смотрит и на прошение, и на время, и если видит, что прошение в настоящее время бесполезно, будет же полезно впоследствии, блюдет исполнение его до времени.

* Чем является Божия правда?
Горнилом для всех прошений.

* Какое она одобряет прошение?
Истинное.

* Что сокрыто в таком прошении?
Жизнь для просящих.

* Почем у осуждает прошения лживые?
В них таится смерть для просящих.

* За что должно возблагодарить Благого?
За то, что Он дает.

* За что должно поклониться Правосудному?
За то, в чем отказывает.

* Чему уподобляется молитва?
Виноградной лозе.

* Чем есть ее вино?
Утешением.

* Чем есть дух человека?
Храмом.

* Чем должно украсить дом Божий?
Всем, что подобает Богу.

 

                                                  «ЖМП», 1983, № 2.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *